без башҡортлар
БУРАЕВСКИЙ РАЙОН
Район образован в 1930 г. на землях Бураевской, Нуримановской, Кизганбашевской, Кызыльяровской, Краснохолмской и Ново-Каинлыковской волостей Бирского кантона. С1963 по 1965 г. был включен в состав Балтачевского района, в совремнных границах - с 1965г.
Родовое деление башкирского народа было основой административно-территориального деления исторического Башкортостана.

В прошлом, почти вся территория нынешнего Бураевского района были частью вотчин башкир родовых групп Ельдяк, Елан, Тазлар и Унлар.

Соответственно, территория района в прошлом относилась к Ельдякской, Еланской, Тазларской и Унларской волостям.

После перехода к территориальному делению Башкирского края, вплоть до создания БАССР, на этих землях располагались следующие территориальные волости Бирского уезда (полностью либо частично): Бураевская, Ваныш-Алпаутовская, Ельдякская, Калмыковская, Кизганбашевская, Норкинская, Чураевская.
ГОРДОСТЬ БУРАЕВСКОГО РАЙОНА
ИСТОРИЯ СЕЛА БУРАЕВО
Село основано в 1610 году башкирами Ельдякской волости Осинской дороги на своих вотчинных землях.
Наименование села происходит от антропонима Бурай Ергозин.

Отрывок из документа, где речь идет о нем и его родословной. «Да в челобитье ж ответчиков Мусая Яшпулатова и новокрещена Якушки Исаева написано: изстари де прадед их башкирец Бурай владел вотчиною бортным ухожьем по Таныпу реке, и тот де прадед их Бурай переехал жить из Уфимского уезду в Казанской уезд и жил в Казанском уезде и умре, а после де ево остались дети ево, а их деды Мусайкин де Мурзагул, Якушкин дед новокрещен Стенька; а после де дедов остались отцы их (Яшпулат н Исай) и они Мусайко и Якушко з братьями, и после смерти прадедов, и дедов, и отцов их, у тое вотчину прадеда их Бурая, владели насильством бес крепостей башкирцы Сава да Татлыбай Кокбашевы с товарыщи с прежние башкирские шатости по 205-й (1697) год.» Ельдякские башкиры Мусайка Яшпулатов и новокрещен Якушка Исаев «по сыску и по старине» были признаны владельцами вотчины между р. Азяк и Сибирган.

В 1795 году в селе проживало 713 человек, а в 1865 году — 2 682 человека. Население села занимались земледелием, скотоводством и пчеловодством. В селе находилось волостное правление, было 4 мечети, 5 училищ, 4 мельницы, 40 лавок; проводились ярмарки.

В 1906 году в Бураево были учтены 6 мечетей, 4 медресе, русско-башкирская школа, 3 водяные мельницы, галантерейная, мануфактурная и 20 бакалейных лавок, хлебозапасный магазин, библиотека-читальня, фельдшерский пункт, почтово-телеграфное отделение.

Весной 1918 года вспыхнуло Бураевское восстание. В середине марта 1918 года жители села Бураева арестовали членов Бураевского волостного совета и провозгласили образование Бураевского башкирского кантонства. Восставшими был образован орган самоуправления — Бураевский башкирский национальный совет, а также сформирован вооружённый отряд для борьбы против большевиков. В соседние волости участниками восстания были разосланы агитаторы с призывом о поддержке.

18 апреля 1918 года в Бураевский башкирский национальный совет (шуро) провозгласил территорию своей и семи соседних волостей Бураевским башкирским автономным районом, входящим в состав Башкурдистана на правах 10-го Бураевского кантона.
НАСЕЛЕНИЕ БУРАЕВСКОГО РАЙОНА (ОСНОВНЫЕ НАРОДЫ)
ПО ИТОГАМ ПЕРЕПИСЕЙ НАСЕЛЕНИЯ 1939 - 2010 ГГ.
Значительная часть населения Бураевского района - башкиры
Историческая справка о башкирах

Башкиры сформировались во второй половине I тысячелетия н. э. в результате
активных политических процессов в лесостепной Евразии. Единый военно-политический союз образовало население тюрко-хазарского, угрофинского, позднесарматского происхождения с общим названием Башкиры.

В условиях жесткой геополитической конкуренции Башкирам удалось успешно противостоять угрозам со стороны Огузов, Кыпчаков, а затем Монголов и Ногаев, которые в последующем также вошли в состав башкирского этноса.

В этот период Южный Урал начинает называться страной Башкир – Ард Аль-Башкурт, Басарция, Баскардия, Башкирия.

В основе башкирского этноса лежит родовая (клановая) структура.

Всего в него входит около 45 родовых объединения (клана) разного происхождения. Правовой основой клана становится вотчинное право на землю, а шежере рода - полноценным источником этого права.

У каждого рода существуют свои атрибуты права и власти: дерево (агач), тамга, девиз/клич (оран), птица (кош), кольчуга (саут), которые по легенде они получили от Чингисхана.

Родовая система башкир сохранялась за счет существования системы вотчинного землевладения - аcабалыҡ. Этот институт оказался настолько жизнеспособным, что пережил Золотую Орду, Казанское ханство, Ногайскую орду и окончательно исчез лишь с падением монархии в начале XX в.

Именно вотчинное право на свою землю позволяло сохранять высокий мобилизационный потенциал народа и переживать ему тяжелейшие периоды своей истории, как например, Башкирские восстания XVII - XVIII в., Гражданскую войну начала XX в.

Башкир-вотчинник обязан был знать:
• Своё собственное происхождение;
• Поимённое знание и объяснение звёзд;
• Знание преданий и легенд о великих ханах.

Башкирский просветитель XIX в. Мухаметсалим Уметбаев.


Мухаметсалим Уметбаев
1841-1907
Исторически административно-территориальное деление земель производилось на основе родового деления башкирского народа
ЕЛЬДЯК, ЕЛАН, ТАЗЛАР И УНЛАР
эти четыре башкирских рода были вотчинниками на территории нынешнего Бураевского района

ТАЗЛАР

Племя Таз, по мнению ряда ученых, имеет древнюю историю, связанную с миром североиранских кочевников – скифов, сарматов и эфталитов. Они были покорены Джучи-ханом в нач. XIII в. и были включены в состав монгольских туменов, участвовали в завоевательных походах Бату-хана. Позже они вошли в состав крупного башкирского объединения Табын, обитавшего в XIV – XV вв. а территории Зауралья. В XV – XVI вв. значительная часть тазларцев оказалась в Приуралье, в т.ч. в местах их нынешнего проживания.

Под своим собственным именем Тазларцы фиксируются в "Сокровенном сказании" (или"Тайной истории монголов") в числе "лесных народов", которые были покорены Джучи-ханом.

ЕЛАН

Елан относится к числу крупнейших башкирских родов. Их вотчинные земли охватывали огромные по площади земли на западе исторического Башкортостана. По численности род Елан занимает 3-е место среди башкирских родов после Табынцев, Минцев и сопоставим с такими народами как ногайцы, хакасы, сибирские татары.

На юге они начинались в Бижбулякском и Ермекеевском районах РБ. Тянулись полосой на север до Бураевского района.

В 1618 г. получили владенную грамоту на земли в долинах Таныпа и Белой «уфимские башкирцы Казанской дороги Яски-Еланской волости Мухамет Абдулов, Базайка Байметов с товарищи».

Название Яски-Еланской волости свидетельствует о двух интересных фактах:
- во-первых, к началу XVII в. Еланская волость уже подразделялась на два аймака – Эске-Елан («Внутренний Елан») и Кыр- или Тышкы-Елан («Внешний Елан»);
- во-вторых, народная речь башкир-еланцев была близка к нормам современного литературного языка («Эске» вместо «Ички», т. е. 'Внутренний').

В 1730 г. в «Реестре башкирских волостей» сообщается о трех еланских аймаках: «волость Ички-Иланская по Белой реке и по Базе речке, леса и степи; волость Тышки-Иланская в Базинских и в Ыцких вершинах и по другим речкам, леса и степи; волость Иланская и Ички-Иланская, обе в одних урочищах». Расположение названных волостей в целом совпадает с территорией проживания современных башкир-еланцев.

УНЛАР

Род Унлар уникальный, единственный в своем роде. Его представители проживают в основном в Караидельском районе Башкортостана, частично в Бураевском районе и двух-трех деревнях Балтачевского района.

Историк Раиль Кузеев утверждает, что этноним «Унлар» происходит от этнонима «Гунны». Приск Панийский, современник Аттилы, который лично видел Атиллу в Европе, утверждает, что самоназванием гуннов было именно унн (хунн). Он так их и называет — уннами.

Можно сказать, что род Унлар – это потомки тех среднеазиатских гуннов, которые не смогли пойти в Европу с волнами Аттилы, а гораздо позже пришли на земли Южного Урала и Поволжья.

ЕЛЬДЯК

Согласно данным шежере и исследованиям ученых, название рода Ельдяк
происходит от имени Ельдяк-тархана. Предки ельдякцев в течении нескольких столетий входили в состав кыпчакских улусов Южной Башкирии. Данные генетических исследований позвлояют утверждать, что предки ельдкцев, носители гаплогрупп I2-P37 и G-Р303, проживали в западной части Восточной Европы (Балканы, Прикарпатье, Северный Кавказ).
Карта расселения башкирских родов
ГОВОР БАШКИР БУРАЕВСКОГО РАЙОНА

Башкиры Бураевского района проживают в зоне давних и разносторонних межэтнических и межъязыковых контактов. Разговорный язык коренных жителей района относится к таныпскому говору северо-западного диалекта башкирского языка.

Выделяются следующие слои их лексики: общебашкирские слова, которые составляют наиболее широкий и древний пласт диалектной лексики, общая лексика северо-западного и южного, северо-западного и восточного, восточного и южного, диалектов, собственно диалектная лексика, лексика, специфичная для отдельных говоров.

Грамматика таныпского говора башкирского языка, носителями которого являются, в частности, потомки родовых груп проживающих на территории современного Бураевского района демонстрирует близость к грамматике литературного башкирского языка, а также говорам восточного и отчасти южного диалектов, что подтверждает нахождение рассматриваемого говора в системе общенародного башкирского языка.

Основу словарного запаса таныпского говора составляет общебашкирская лексика, бытующая во всех тематических классах: ағай (брат, дядя), буран (метель, снегопад с ветром), жиһил (злой; лит. яһил), ошаҡ (ябеда)
Карта диалектов башкирского языка
Справочно о северо-западном диалекте башкирского языка:

• Северо-западный диалект впервые рассмотрен А.Г. Бессоновым в 1881 году.
• Дважды изучался и описывался Н.Ф. Катановым (1897 и 1898).
• Четырежды изучался экспедициями 1930-х гг.
• Описан экспедицией 1954 года (Аскинский, Балтачевский, Бураевский, Татышлинский, Янаульский районы).
• Описан в системе башкирских говоров и диалектов Т.Г. Баишевым в монографии (1955) и диссертации (1956) «Башкирские диалекты в их отношении к литературному языку».
• Картографирован С.И. Руденко в 1955 году.
Деньги - украшение башкирки
в былые времена наряды несли и смысловую нагрузку
Отличительной чертой башкирского женского убранства являются нагрудники

В оформлении нагрудника воплощались местные традиции. Однако каждое украшение, хотя и выполнялось по существующим образцам, было индивидуально и отражало как рукодельное мастерство хозяйки, так и ее чувство вкуса.

Вместе с тем элементы женской парадной одежды несли и смысловую нагрузку.

ПЕРЕВЯЗЬ - АТРИБУТ ВОТЧИННИКА

Также в северных и западных районах нагрудным украшением были перевязи: әмәйҙек, дәүәт, hәcитә. Украшение повязывали с левого плеча под правую руку.

Изготавливая перевязь, на тканевую основу (в виде полосы или растянутого полукруга) нашивали медальоны, бляхи, крупные монеты, бусы, реже кораллы. Иногда эти украшения были широкими и закрывали грудь.

Отличительной чертой башкир являлось право на ношение оружия - перевязь, будучи элементом одежды воина, являл собой и символический атрибут вотчинного права.

ИҘЕҮ - ПОКАЗАТЕЛЬ ДОСТАТКА

Легкий нагрудник Иҙеү был слегка вытянутым, снизу полукруглым. На шее нагрудник крепился лямками, либо (реже) отдельно выкроенным полукругом-воротником.

Основой нагрудника была ткань полуовальной формы (30x40 см) из сукна или однотонного бархата. На основу дугообразно нашивались ряды позумента (широкий и узкий) и цветные ленты.

Украшением нагрудника служили серебряные монеты, ажурные пластинки со вставками, которые прикреплялись по центру или вразброс поверх ленты, позумента. Обычно декоративные акценты делали на центральный вертикальный ряд (где нашивали крупные монеты и бусы из сердолика).
У северо-западных башкир особое развитие получило производство орнаментированных безворсовых ковров — килимов.
Узор выводили нитями «утка»; основа была из туго спряденных шерстяных или из соединенных по три (ссученных) катушечных ниток.

Технически это был вариант закладного ткачества. На границе фигур разноцветные нити утка обхватывали основу с двух сторон; в коврах редко оставались зазоры.

БЕЗ БАШҠОРТЛАР
Дополнительные материалы
ДАННЫЕ ПЕРЕПИСЕЙ ПО ДЕРЕВНЯМ
БЛАГОВАРСКОГО РАЙОНА
С мая по октябрь 1917 года в России проходила сельскохозяйственная и поземельная перепись. Документы этой переписи сохранились только в пяти регионах страны, включая Башкортостан и сейчас этот ресурс доступен для каждого жителя республики на ресурсе Общества краеведов Республики Башкортостан www.basharchive.ru

В начале ХХ века современная территория республики была частью двух губерний – Уфимской и Оренбургской. Уфимская губерния в свою очередь делилась на уезды. Всего их было шесть – Бирский, Белебеевский, Златоустовский, Уфимский, Стерлитамакский и Мензелинский. В фондах Национального архива РБ сохранись карточки по пяти, кроме Мензелинского, это территория современного Татарстана, где сейчас города Набережные Челны и Нижнекамск.

В материале ИА Башинформ можно узнать о том как использовать этот ресурс

1
СЕЛА БУРАЕВСКОГО РАЙОНА, ОСНОВАННЫЕ БАШКИРАМИ РОДА ТАЗЛАР ПО УЧЕТАМ НАСЕЛЕНИЯ 1795 – 2010 ГГ.
2
СЕЛА БУРАЕВСКОГО РАЙОНА, ОСНОВАННЫЕ БАШКИРАМИ РОДА ЕЛЬДЯК ПО УЧЕТАМ НАСЕЛЕНИЯ 1795 – 2010 ГГ.
3
СЕЛА БУРАЕВСКОГО РАЙОНА, ОСНОВАННЫЕ БАШКИРАМИ РОДА ЕЛАН ПО УЧЕТАМ НАСЕЛЕНИЯ 1795 – 2010 ГГ.
Кузбаева тюба Эски-Еланский волости

4
СЕЛА БУРАЕВСКОГО РАЙОНА, ОСНОВАННЫЕ БАШКИРАМИ РОДА ЕЛАН ПО УЧЕТАМ НАСЕЛЕНИЯ 1795 – 2010 ГГ.
Курзинская тюба Эски-Еланский волости

5
СЕЛА БУРАЕВСКОГО РАЙОНА, ОСНОВАННЫЕ БАШКИРАМИ РОДА ЕЛАН ПО УЧЕТАМ НАСЕЛЕНИЯ 1795 – 2010 ГГ.
Ванышевская тюба Эски-Еланский волости

5
СЕЛА БУРАЕВСКОГО РАЙОНА, ОСНОВАННЫЕ БАШКИРАМИ РОДА ЕЛАН ПО УЧЕТАМ НАСЕЛЕНИЯ 1795 – 2010 ГГ.
Бекметевская тюба Эски-Еланский волости

5
СЕЛА БУРАЕВСКОГО РАЙОНА, ОСНОВАННЫЕ БАШКИРАМИ РОДА ЕЛАН ПО УЧЕТАМ НАСЕЛЕНИЯ 1795 – 2010 ГГ.
Учбулинская тюба Эски-Еланский волости

5
СЕЛА БУРАЕВСКОГО РАЙОНА, ОСНОВАННЫЕ БАШКИРАМИ РОДА ЕЛАН ПО УЧЕТАМ НАСЕЛЕНИЯ 1795 – 2010 ГГ.
Курзинская тюба Эски-Еланский волости

5
СЕЛА БУРАЕВСКОГО РАЙОНА, ОСНОВАННЫЕ БАШКИРАМИ РОДА УНЛАР
ПО УЧЕТАМ НАСЕЛЕНИЯ 1795 – 2010 ГГ.

РЕВИЗСКИЕ СКАЗКИ
"Ревизские сказки" или ревизии населения. Пять ревизий было проведено в течение XVIII в., еще пять ревизий - в первой половине XIX в. Сведения о башкирском населении содержатся в ревизских сказках 1795 г. (V ревизия), 1811 г. (VI), 1816 г. (VII), 1834 г. (VIII), 1850 г. (IX), 1859 г. (X ревизия).

Эти сведения собирались по так называемым сказкам старост, старшин, затем на сельском сходе 3 раза проверялись имена, возраст, родство включенных в список людей. Сказкосоставителями были русские дворяне, чиновники, нанимавшиеся за 25 - 50 руб. каждому.

За обнаруженные в списке пропуски имен, утайку душ виновные наказывались. В бланки ревизских сказок включались все члены семьи с указанием должности, имени, фамилии, возраста, родства.

На левой странице указывались мужчины, на правой — женщины. Затем за подписями юртовых старшин и деревенских начальников (аул карты) эти ревизские сказки групп деревень направлялись кантонному начальнику, а оттуда — в губернскую казенную палату (см.: Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий. Уфа: Китап, 2009. С. 11 - 12.). Ныне материалы ревизских сказок хранятся в Национальном архиве РБ, в фонде № 138.
1
МАТЕРИАЛЫ РЕВИЗИИ 1816 Г. (VII РЕВИЗИЯ) ПО БАШКИРСКИМ И ЭТНИЧЕСКИ СМЕШАННЫМ (БАШКИРО-ТЕПТЯРО-МИШАРСКИМ) ДЕРЕВНЯМ И СЕЛАМ НЫНЕШНЕГО БУРАЕВСКОГО РАЙОНА В ФОНДЕ №138.
• Дело № 158, дд.: Абдуловой (22 тептяра из татар | Лист 79 об.), Абзаевой (69 тептярей из татар| Лист 79 об.), Бикметевой (5 тептярей из татар | Лист 82 об.; 13 тептярей из татар | Лист 83 об.), Бустанаевой (75 тептярей из татар | Лист 82 об.), Бураева (26 тептярей из татар | Лист 83 об.), Бадраковой (40 тептярей из татар | Лист 83 об.), Ваныш-Алпаутова (29 тептярей из татар | Лист 84 об.), Кизгановой (70 тептярей из татар | Лист 94 об.; 294 тептяра из татар | Лист 94 об.), Карагушевой (5 тептярей из татар | Лист 95 об.), Карагушевой же (95 тептярей из татар | Лист 95об.), Кушманаковой (46 тептярей из татар | Лист 96 об.), Кудашевой (60 тептярей из татар | Лист 97 об.), Старо Кизганово (70 тептярей из татар | Лист Л.94об.), Курзи-Сеитовой (13 тептярей из татар | Лист 97 об.), Курситанатаровой (22 тептяра из татар | Лист 97 об.), Козбаевой (41 тептяр из татар | Лист 100об), Новой Тазларовой (41 тептяр из татар | Лист 109 об.), Старой Тазларовой (19 тептярей из татар | Лист 109 об.), Токрановой (5 тептярей из татар | Лист 109 об.), Утягановой (77 тептярей из татар | Лист 114 об.), Челкакова (23 тептяра из татар | Лист 116 об.), Курзи (26 тептярей из татар | Лист 126 об).

• Дело № 162, дд.: Чалкакова (42 тептяра, 8 дворов | Листы 5-8), Кушманакова (85 тептярей, 15 дворов | Листы 25-31), Токранова (11 тептярей, 2 двора | Листы 33-35), Карагуш (7 тептярей, 2 двора | Листы 37-39), Бураева (47 тептярей, 8 дворов | Листы 51-55), Абдулловой (51 тептяр, 8 дворов | Листы 71-75), Бикметева (6 тептярей, 1 двор | Листы
107-109).

• Дело № 163, дд.: Токранова (4 тептяра, 1 двор | Листы 212-214), Имань-Купырова / Бакалы (84 тептяра, 17 дворов | Листы 215-221), Карагушева (240 тептярей, 40 дворов | Листы 222-232), Утяганова (191 тептяр, 29 дворов | Листы 233-242), Стара Тазларова (38 тептярей, 7 дворов | Листы 243-247), Кудашева (135 тептярей, 21 двор | Листы 754-760), Ваныш-Алпаутова (55 тептярей, 6 дворов | Листы 764-768), Бекметева (18 тептярей, 4 двора | Листы 769-771), Курзи-Сеитова (26 тептярей, 7 дворов | Листы 772-774), Абзаева (155 тептярей, 26 дворов | Листы 786-792), Кузбаева/Казбаева (80 тептярей, 9 дворов | Листы 826-830), Бустанаева (142 тептяра, 29 дворов | Листы 850-859), Старо Кизганово (148 тептярей, 27 дворов | Листы 895-905).

• Дело № 165, дд.: Абзаева (6 мещеряков, 1 двор | Листы 87-89), Сеитбаева (29 мещеряков, 4 двора | Листы 113-115), Каинлык (303 мещеряка, 41 двор | Листы 116-134), Чилкакова (245 мещеряков, 32 двора | Листы 155-163), Токранова (144 башкира, 29 дворов | Листы 322-328), Тазларова (174 башкира, 28 дворов | Листы 329-334), Кучукова (217 башкир, 37 дворов | Листы 335-343).

• Дело № 166 а, дд.: Бураева (20 ясачных татар, 2 двора | Листы 460-462), Токранова (7 ясачных татар | Листы 557).

• Дело № 407 а, дд.: Кашкалева (5 мещеряков | Листы 62-64).

• Дело № 407 ж, дд.: Канлыково (217 башкир, 33 двора | Листы 39-47), Бикметева (552 башкира, 73 двора | Листы 51-72), Челкакова (232 башкира, 35 дворов | Листы 77-85), Силясова (156 башкир, 19 дворов | Листы 86-90), Бадракова (209 башкир, 33 двора | Листы 91-93), Юмакаева (99 башкир, 21 двор | Листы 122-126), Ново Каргалина (24 башкира | Листы 132-134), Варзитамакова (26 башкир, 7 дворов | Листы 135-137), Новая Тазларова (174 башкира, 30 дворов | Листы 143-147), Утяганова (14 башкир, 1 двор | Листы 151-153).

Лист ревизской сказки 1816 г., Тазларово
2
МАТЕРИАЛЫ РЕВИЗИИ 1834 Г. (VIII РЕВИЗИЯ) ПО БАШКИРСКИМ И ЭТНИЧЕСКИ СМЕШАННЫМ (БАШКИРО-ТЕПТЯРО-МИШАРСКИМ) ДЕРЕВНЯМ И СЕЛАМ НЫНЕШНЕГО БУРАЕВСКОГО РАЙОНА В ФОНДЕ №138.

Лист ревизской сказки 1834 г., д. Яныш
• Дело № 544, дд.: Бураева (13 ясачных татар, 2 двора | Листы 77-79), Токранова (6 служилых татар, 1 двор | Листы 363-365).
• Дело № 547, дд.: Камилева (11 башкир, 2 двора | Листы 165-167; 6 чиновников, 1 двор | Листы 175-177), Токранова (216 башкир, 34 двора | Листы 178-186), Большая Бадракова (278 башкир, 47 дворов | Листы 187-195), Силяс (217 башкир, 36 дворов | Листы 196-204), Старой Курзи (119 башкир, 25 дворов | Листы 230-236), Сеитовой (209 башкир, 42 двора | Листы 237-249), Танатаровой (101 башкир, 17 дворов | Листы 250-256), Аитова (110 башкир, 15 дворов | Листы 257-264), Сеитбаева (195 башкир, 32 двора | Листы 265-274), Каинлыкова (301 башкир, 59 дворов | Листы
275-289).

• Дело № 548, дд.: Юмакаева (145 башкир, 27 дворов | Листы 231-236), Кузбаева (308 башкир, 46 дворов | Листы 243-252), Стара Тазларова (291 башкир, 54 двора | Листы 253-263), Минлина (91 башкир, 14 дворов | Листы 265-270), Ваныш Алпаупова (430 башкир, 79 дворов | Листы 279-291), Каразирикова (247 башкир, 47 дворов | Листы 293-300), Варзитамакова (32 башкира, 7 дворов | Листы 303-306), Даутлар (196 башкир, 26 дворов | Листы 345-355), Карагуш (93 башкира, 4 двора | Листы 356-361), Кашкалева (258 башкир, 24 двора | Листы 380-391), Старо Кизганово (150 башкир, 13 дворов | Листы 392-400), Новая Тазларова (284 башкира, 48 дворов | Листы 401-409), Чишмы-Бураева (308 башкир, 57 дворов | Листы 419-429), Мустафина (221 башкир, 36 дворов | Листы 430-440), Дюсметева (156 башкир, 23 двора | Листы 441-448), Иманкупырова (73 башкира (Бакалы), 8 дворов | Листы 449-453), Утяганова (19 башкир, 1 двор | Листы 454-457), Нова Каргалина (43 башкира, 7 дворов | Листы 458-461), Бураева (1598 башкир, 265 дворов | Листы 479-554), Абзаева (138 башкир, 23 двора | Листы 555-561), Кудашева (276 башкир, 51 дворов | Листы 570-580), Абдуллино (11 башкир, 1 двор | Листы 581-583), Бустанаева (37 башкир, 6 дворов | Листы 584-587), Кушманакова (22 башкира, 3 двора | Листы 592-594), Бекметева (779 башкир, 103 двора | Листы 595-622), Ваныш Алпаутова (1 башкир, 1 двор | Листы 625), Чалкакова (365 башкир, 38 дворов | Листы 626-643).

• Дело № 549, дд.: Большая Бадракова (20 мещеряков, 4 двора | Листы 27-30), Кушманакова (4 мещеряка, 1 двор | Листы 95-97), Абзаева (5 мещеряков, 1 двор | Листы 103-105), Силяс (18 мещеряков, 3 двора | Листы 498-500), Утеганова (95 мещеряков, 15 дворов | Листы 531-535), Кашкалева (5 мещеряков, 1 двор | Листы 602-605).

• Дело № 550, д.: Старо Кизганово (5 мещеряков, 1 двор | Листы 78-91).

• Дело № 553, дд.: Бикметева (12 тептярей из вотяков, 4 двора | Листы 55-57), Ваныш-Алпаутова (63 тептяра из татар, 4 двора | Листы 325-330), Тангатар / Курзи-Тангатар (71 тертяр из татар, 8 дворов | Листы 331-335), Курзи-Сеитова (19 тептярей из татар, 5 дворов | Листы 337-339).

• Дело № 554
, д.: Кудашева (344 тептяра, 41 двор | Листы 359-369).

• Дело № 555, дд.: Бадракова (126 тептярей, 15 дворов | Листы 6-11), Челкакова (88 тептярей, 8 дворов | Листы 25-28), Кушманакова (122 тептяра, 15 дворов | Листы 46-50), Бураева (57 тептярей, 9 дворов | Листы 51-54), Абдуллино (56 тептярей, 8 дворов | Листы 55-58), Токранова (21 тептяр, 2 двора | Листы 72-73), Бикметева (12 тептярей, 1 двор | Листы 76-77), Кузбаева (126 тептярей, 10 дворов | Листы 100-104), Кудашева (158 тептярей, 20 дворов | Листы 105-110), Абзаева (177 тептярей, 20 дворов | Листы 111-119), Карагуш (338 тептярей, 56 дворов | Листы 187-198), Иманкупырова / Бакалы (121 тептяр, 22 двора | Листы 202-207), Утяганова (215 тептярей, 37 дворов | Листы 208-217), Новая Тазларова (131 тептярей, 18 дворов | Листы 218-224), Старая Тазларова (86 тептярей, 10 дворов | Листы 225-228), Бустанаева (203 тептяра, 21 двор | Листы 389-396), Курзи (82 тептяра из вотяков, 8 дворов | Листы 555-558).

• Дело № 558, дд.: Старо-Именкупырова / Бакалы (73 башкира, 8 дворов | Листы 197- 201), Даутлар (172 башкира, 26 дворов | Листы 202-212), Старо Кизганово (150 башкир, 13 дворов | Листы 213-221), Карагушева (93 башкира, 4 двора | Листы 222-227), Кашкалева (257 башкир, 24 двора | Листы 228-241).

• Дело № 559 а, дд.: Бадракова (20 мещеряков, 4 двора | Листы 57-59), Абзаева (5 мещеряков, 1 двор | Листы 65-67), Курзи (33 мещеряка, 7 дворов | Листы 73-76), Кушманакова (4 мещеряка, 1 двор | Листы 130-132), Бустанаева (31 мещеряк, 4 двора | Листы 197-199), Токранова (29 мещеряков, 3 двора | Листы 201-203), Силясова (18 мещеряков, 3 двора | Листы 207-209), Утяганова (42 мещеряка, 7 дворов | Листы 241-244).
3
МАТЕРИАЛЫ РЕВИЗИИ 1859 Г. (X РЕВИЗИЯ) ПО БАШКИРСКИМ И ЭТНИЧЕСКИ СМЕШАННЫМ (БАШКИРО-ТЕПТЯРО-МИШАРСКИМ) ДЕРЕВНЯМ И СЕЛАМ НЫНЕШНЕГО БУРАЕВСКОГО РАЙОНА В ФОНДЕ №138.
• Дело № 648, дд.: Старо-Бикметева (994 башкира, 155 дворов; 30 тептярей из татар, 6 дворов | Листы 1-57), Токранова (435 башкир, 71 двор; 92 мещеряка из татар, 15
дворов; 99 тептярей из татар, 14 дворов | Листы 58-82), Большая Бадракова (427 башкир из татар, 75 дворов; 237 мещеряков из татар, 47 дворов | Листы 115-140), Селесова (368 башкир из татар, 65 дворов | Листы 141-158), Челкакова (740 башкир, 126 дворов; 135 тептярей, 8 дворов | Листы 193-225), Ново-Бикметева (283 башкира, 52 двора | Листы 227-238), Абзаева (227 башкир, 29 дворов; 326 тептярей, 56 дворов | Листы 293-310), Кушманакова (64 башкира, 11 дворов; 8 мещеряков, 1 двор; 205 тепярей, 37 дворов | Листы 329-336), Кудашева (544 башкира, 78 дворов; 234 тептяра, 19 дворов | Листы 375-390), Курзи (285 башкир, 48 дворов; 98 мещеряков, 14 дворов | Листы 411-427), Курзи-Сеитова (395 башкир, 70 дворов | Листы 428-455), Танатаровой (212 башкир, 36 дворов; 56 тептярей, 11 дворов | Листы 466-479), Тугарякова (107 тептярей, 21 двор | Листы 480-487), Сеитбаева (263 башкира, 44 двора; 31 мещеряк из татар, 7 дворов | Листы 488-504), Каинлыкова (518 башкир из татар, 97 дворов; 43 тептяра из татар, 7 дворов | Листы 505-529), Аитова (212 башкир, 33 двора | Листы 564-575).

• Дело № 744, дд.: Бустанаева (58 башкир, 10 дворов; 321 тептяр, 51 двор; 31 мещеряк, 7 дворов | Листы 1-17), Абдуллина (28 башкир, 4 двора; 185 тептярей, 33 двора | Листы 18-27), Варзитамакова (202 башкира, 34 двора | Листы 130-138), Юмакаева (298 башкир, 50 дворов | Листы 139-149), Новая Каргалина (57 башкир, 10 дворов | Листы 150-154), Новая Тазларова (456 башкир, 83 двора; 188 тептярей, 38 дворов | Листы 244-266), Старая Тазларова (488 башкир, 80 дворов; 87 тептярей, 17 дворов | Листы 290-309), Ваныш-Алпаутова (763 башкира, 128 дворов; 98 тептярей, 16 дворов | Листы 392-446), Кузбаева (524 башкира, 89 дворов; 171 тептяр, 30 дворов | Листы 447-471), Каразирикова (419 башкир, 76 дворов | Листы 472-490), Байсякина (228 башкир, 47 дворов | Листы 491-501), Минлина (188 башкир, 33 двора | Листы
502-510).

• Дело № 745, дд.: Бураева (2320 башкир, 424 двора; 77 тептярей, 7 дворов | Листы 320-376), Чишмы-Бураева (442 башкира, 83 двора | Листы 377-395), Дюсметева (257 башкир, 50 дворов | Листы 396-407), Мустафина (405 башкир, 67 дворов | Листы 408-424), Утеган (24 башкира, 3 двора; 400 тептярей, 73 двора; 130 мещеряков, 16 дворов | Листы 425-447).

• Дело № 748, дд.: Старой Казганова (204 башкира, 17 дворов; 281 тептяр, 24 двора | Листы 593-628), Кашкалевой (436 башкир, 40 дворов; 9 тептярей, 2 двора | Листы 628-647), Даутлар (399 башкир, 35 дворов | Листы 649-663), Старой Имян Купырова / Бакалы (115 башкир, 10 дворов; 193 башкира из тептярей, 17 дворов | Листы 698-710), Карагушево (227 башкир, 19 дворов; 599 башкир из тептярей, 39 дворов | Листы 713-762).

• Дело № 750, д.: Камилева (24 башкира, 3 двора | Листы 715-717).

Лист ревизской сказки 1859 г., Бураево
МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ
Метрическая книга — основной документальный источник при изучении истории своего рода, составлению родословной, поколенной росписи и генеалогического древа. Метри́ческая книга (устар.) - реестр актов гражданского состояния рождении, браках, разводах и смертях составленных в хронологическом порядке. В России ведение метрических книг осуществлялось по конфессиям.

Обязанность повсеместного введения метрических книг для православного населения было возложено на христианскую церковь Указом императора Петра I от 1722 г. На территории исторического Башкортостана регистрация актов гражданского состояния для мусульманского населения началось по Указу Правительствующего Сената от 21 сентября 1828 г. «О введении в употребление метрических книг по Оренбургскому магометанскому духовному управлению». Они велись вплоть до закрытия мечетей в 20-х гг. XX в.

Метрические книги Оренбургского духовного магометанского собрания (далее - ОДМС) являются уникальным фондом документов о мусульманском населении дореволюционной России. Они сохранили информацию об этнической идентичности родителей новорожденных. Национальное самоопределение мусульманского населения Урало-Поволжья наиболее точно отражает именно этот корпус документов.

В данном случае жители имели дело не с государственными чиновниками, проводившими переписи, а с приходскими муллами (имамами) своих аулов. Мулла лично контактировал с жителями селения по случаю рождения ребенка, смерти родственника или заключения брака. В метрической записи священнослужитель бесстрастно фиксировал личные сведения, в том числе этническую и этносословную самоидентификацию, обратившегося к нему прихожанина: башкир, татарин, мишар (мещеряк), тептяр, купец, государственный крестьянин, мещанин и др.

В настоящее время метрические книги по Белебеевскому, Бирскому и Уфимскому уездам Уфимской губернии находятся на хранении в Национальном архиве Республики Башкортостан в фонде ОДМС № И-295 (Ф. И-295): за 1829-1894 гг. - в описи №9, за 1895 – 1899 гг. - в описи №12, с 1900 гг. – вплоть до советского периода (20- годы) – в описи №16. Кроме того, по большинству деревень сохранились вторые экземпляры (так называемые мечетские варианты, которые должны были оставаться в приходах) - в описи №1 и в описи №15.
Кропотливую работу по приведению в порядок архива ОДМС проделал известный башкирский ученый-востоковед и религиозный деятель Ризаитдин Фахретдинов. В 1891 г. он поступил на службу казыем в ОМДС. В 1922 г. избран муфтием ЦДУМ Внутренней России и Сибири.

РИЗА ФАХРЕТДИНОВ
Метрическая книга д. Бураево 1901 г.
СЕЛЬХОЗПЕРЕПИСЬ 1917 ГОДА
Бесценными являются сведения, полученные Всероссийской сельскохозяйственной переписью населения 1917 г., организованного Временным Правительством. В так называемых подворных карточках зафиксированы полные сведения о домохозяине – главе семьи, а именно: его фамилия, имя, отчество, возраст, сословие, национальность, образование, а также приведены данные о его занятиях-промыслах, социальном положении (крестьянин, мулла, учитель и др.). Члены семьи перечислены без имен, а только с указанием их статуса по отношению к главе семьи (напр.: жена, сын, зять, отец) а также их возраста и трудоспособности.

В первоисточнике жители деревень (домохозяева) лично отвечали на вопросы переписчиков о том, кем они определяют себя по национальному признаку. В ответах, помимо башкир, попадались такие варианты: казак, тюмен, мусульманин, новобашкир, тептяр, мишар и другие.

«Эта перепись проводилась в условиях, когда Россия на короткий период стала самым свободным государством, никаких ограничений, притеснений, заранее установленных задач не существовало» (см.: Роднов М. И. Раздел VII. 1917 год. Всероссийская сельскохозяйственная и поземельная перепись по Белебеевскому, Бирскому, Уфимскому уездам Уфимской губернии 1917 г. // Западные башкиры по переписям 1795–1917 гг. // Асфандияров А. З., Абсалямов Ю. М., Роднов М. И. Уфа: Китап, 2001. С. 484).

Кроме того, в подворных карточках дается развернутая характеристика экономического состояния каждой семьи (сведения о землевладении данной семьи, о найме работников, количестве скота, сельхоз инвентаря), и эту информацию можно широко использовать при написании генеалогических поколенных росписей.

Сведения о домохозяевах башкирских, башкирско-мишаро-тептярских селениях нынешнего Благоварского района хранятся в Национальном архиве РБ
Лист переписи 1917 г., Бураево
ПОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КНИГИ
Похозяйственная книга – документ первичного административного учета сельского населения: наличия у него земли, скота, жилых построек и другого имущества.

История похозяйственного учета в России, а в сельской местности похозяйственных книг начинается с 1934 г., когда было принято Постановление Совета Народных Комиссаров СССР № 185 «О первичном учете в сельских советах».

Похозяйственная книга также является одним из источников получения генеалогической информации. Здесь можно найти сведения о главе семьи, о составе семьи, национальности, поле, возрасте, службе, учебе и размере хозяйства, в том числе можно узнать даже год постройки дома, где проживали предки.

В этих книгах в доступной форме описано поколение, занимающее промежуточное положение между нами сегодняшними и поколением наших предков, родившихся и живших со второй половины XIX века по 1940 год, и в историческом смысле могут послужить неким перекидным мостом между современностью и древностью.

Материалы похозяйственных книг сел и деревень хранятся в районных архивах.
Похозяйственная книга
ЛИТЕРАТУРА
• Краснова З. Р. Башкирский фарфор: керамическое производство в постсоветское время // Дизайн. Искусство. Промышленность. № 3 2016.
• Краснова З. Р. Истоки традиций художественных ремесел и промыслов на северо-западе РБ и их развитие в условиях современности. Магистерская дисс. Уфа. 2015.
• Шитова С.Н. Башкирская народная одежда. Уфа: «Китап», 1995.
• Миржанова С. Ф. Северо-западный диалект башкирского языка. Уфа, 1990.
• Западные башкиры по переписям 1795–1917 гг. // Асфандияров А. З., Абсалямов Ю. М., Роднов М. И. Уфа: Китап, 2001.
• Список населенных пунктов Башреспублики. Уфа, Китап, 2002.
• Населенные пункты Башкортостана. Ч.I. Уфимская губерния. 1877. Уфа, 2002.
• Народы Башкортостана в переписях населения: В 2 ч. Ч. I. / Териториальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан. Уфа: Китап. 2016.
• Кутушев Р. Р. Мусульманские метрические книги в Центральном государственном историческом архиве Республики Башкортостан // Отечественные архивы. 2012. №4.
• Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974.
• Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. 2-е изд., доп. Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2010.
• Архивная служба Республики Башкортостан. 100 лет / Управление по делам архивов Республики Башкортостан. Уфа: Китап, 2018.
• Асфандияров А. З. Башкирия после вхождения в состав России (вторая половина XVI – первая половина XIX в.). Уфа: Китап, 2006.
• Историко-культурный энциклопедический атлас Республики Башкортостан. Москва-Уфа. «Дизайн. Информация. Картография». 2007.
• История башкирских родов. 2, 6, 12 тт. / Хамидуллин С. И., Азнабаев Б. А., Юсупов Ю. М., Асылгужин Р. Р., Шайхеев Р. Р., Саитбатталов И. Р. и др. Уфа, 2015-2016.
Made on
Tilda