без башҡортлар
КАЛТАСИНСКИЙ И КРАСНОКАМСКИЙ РАЙОНЫ
Краснокамский район образован в 1930 г. как Николо-Березовский. В состав района вошли Ново-Кабановская, а также части Калегинской и Ново-Каинлыковской волостей Бирского кантона. В 1932 г. был разукрупнен и включен
в состав Калтасинского района. Вновь образован в 1935 г. как Краснокамский район. С 1962 г. по 1972 г. населеннные пункты района находились в составе Янаульского района.
Калтасинский район образован в 1930 г. на землях Бураевской, Калегинской, Краснохолмской и Ново-Каинлыковской волостей Бирского кантона.
Родовое деление башкирского народа стало основой административно-территориального деления исторического Башкортостана.

В прошлом, почти вся территория нынешнего Краснокамского района и западная половина Калтасинского района были частью вотчинн башкир и родовой группы Гирей.

Лишь в западной части Краснокамского района, в местности, в широкой долине междуречья рек Кама и Агидель была вотчина енейских башкир. Долина реки Танып и ее притоки в восточной части Калтасинского района входили в зону рассление еланских башкир.

Соответственно, территория указаных района в прошлом относилась к Енейской, Еланской и Гирейской волостям.

После переходы к территориальному делению Башкирского края, вплоть до создания БАССР, на этих землях располагались следующие территориальные волости Бирского уезда (полностью либо частично): Кузговская, Кутеремская, Ново-Кайнлыковская, Сакловская, Черауловская.
ГОРДОСТЬ КРАСНОКАМСКОГО И КАЛТАСИНСКОГО РАЙОНОВ
НАСЕЛЕНИЕ КРАСНОКАМСКОГО И КАЛТАСИНСКОГО РАЙОНА (ОСНОВНЫЕ НАРОДЫ) ПО ИТОГАМ ПЕРЕПИСЕЙ НАСЕЛЕНИЯ 1939 - 2010 ГГ.
Значительная часть населения Краснокамского района - башкиры
Историческая справка о башкирах

Башкиры сформировались во второй половине I тысячелетия н. э. в результате
активных политических процессов в лесостепной Евразии. Единый военно-политический союз образовало население тюрко-хазарского, угрофинского, позднесарматского происхождения с общим названием Башкиры. В условиях жесткой геополитической конкуренции башкирам удалось успешно противостоять угрозам со стороны огузов, кыпчаков, а затем монголов и ногаев, представители которых в последующем также вошли в состав башкирского этноса.

В этот период западный и восточный мир начинает называть Южный Урал страной башкир – Ард Аль-Башкурт, Басарция, Баскардия, Башкирия.

В основе башкирского этноса лежит родовая (клановая) структура. Всего в него
входит 45 родовых объединения (клана) разного происхождения.

Правовой основой клана становится вотчинное право на землю, а шежере рода – полноценным источником этого права. У каждого рода существуют свои атрибуты права и власти: дерево (агач), тамга, девиз/клич (оран), птица (кош), кольчуга (саут), которые по легенде они получили от Чингисхана.

Родовая система башкир сохранялась за счет существования системы вотчинного землевладения - аcабалыҡ. Этот институт оказался настолько жизнеспособным, что пережил Золотую Орду, Казанское ханство, Ногайскую орду и окончательно исчез лишь с падением монархии в начале XX в.

Именно вотчинное право на свою землю позволяло сохранять высокий мобилизационный потенциал народа и переживать ему тяжелейшие периоды своей истории, как например, Башкирские восстания XVII - XVIII в., Гражданскую войну начала XX в.
Башкир-вотчинник обязан был знать:
• Своё собственное происхождение;
• Поимённое знание и объяснение звёзд;
• Знание преданий и легенд о великих ханах.

Башкирский просветитель XIXв. Мухаметсалим Уметбаев.


Мухаметсалим Уметбаев
1841-1907
Исторически административно-территориальное деление земель производилось на основе родового деления башкирского народа
ГИРЕЙ, ЕЛАН, ЕНЕЙ, УРАН, КЫРГЫЗ
эти пять башкирских родов были вотчинниками на территории нынешних Краснокамского и Калтасинского районов

КЫРГЫЗ
Вотчинные земли башкир рода Кыргыз были вытянуты полосой от нынешних Туймазинского р-на на юге, далее, охватывая части Шаранского, Бакалинского, Илишевского р-ов, вплоть до Краснокамского р-на на севере, а также частей Актанышского, Бавлинского и Ютазинского р-ов Республики Татарстан.

Несмотря на то, что родовое объединение Кыргыз имеет название центральноазиатского происхождения, антропология и генофонд указывает на европейское происхождение. Анализ мужской линии наследования указал на возможную древнюю связь предков башкир данного рода с населением Восточной Балтии.

ГИРЕИ - КИРЕИТЫ

Немногочисленная группа ордынцев-киреитов обосновалась в Башкирии в XIII-XIV вв.

Дав свое имя клану – Гирейскому улусу, киреиты растворились среди автохтонного башкирского населения.

Наиболее характерной для иль-гирецйев является гаплогруппа I1-M253 (L227), она не отражается в такой степени среди других групп (родов) башкир, кроме рода Мурзалар (Салаватский р-н РБ) и рода Юрматы (Ишимбайский и др. р-ны).
Родовые знаки башкирских и казахских гирейцев идентичны тамгам племени Кунграт – долгое время являвшегося привилегированным кланом в Золотой Орде.

УРАН

Уранцы являются потомками древнего населения Северо-Западной Башкирии
и их предки могли быть создателями археологических культур Нижнего и Среднего Прикамья. В составе башкир они образовали улус Уран или Уранскую волость, ставшую эксклюзивным явлениеем родоплеменной номенклатуры башкир, поскольку у других тюркских народов подразделений с таим названием отсутствуют.

Уранская волость подразделялась на поземельные тюбы Амзя, Тимбай, Тарагуль, Мердяш, Избакты, Янборис, Сапай, Мангул, Кутламыш, Юзберды и др.

Названия не всех деревень уранских башкир дошли до наших дней. Если
известна часть их имен, то не знаем их местоположение. К ним относятся такие селения, как Уран, Каипкай, Аюдюлян.


По преданиям уранцев, их предки в нынешние вотчины прибыли «со стороны Оренбурга», о перекочёвках сначала на реке Миасс и возвращении оттуда в долину реки Белой (Агидель). Этноним племени сохранился в гидронимах: реки Большой Уран и Малый Уран (притоки Самары) носят имя этого клана, а в XVIII веке близ г. Миасса два озера назывались «Уранга» и «Урангич».

ЕЛАН

Елан относится к числу крупнейших башкирских родов. Их вотчинные земли охватывали огромные по площади земли на западе исторического Башкортостана. По численности род Елан занимает 3-е место среди башкирских родов после Табынцев, Минцев и сопоставим с такими народами как ногайцы, хакасы, сибирские татары.

На юге они начинались в Бижбулякском и Ермекеевском районах РБ. Тянулись полосой на север до Бураевского района.

В 1618 г. получили владенную грамоту на земли в долинах Таныпа и Белой «уфимские башкирцы Казанской дороги Яски-Еланской волости Мухамет Абдулов, Базайка Байметов с товарищи».

Название Яски-Еланской волости свидетельствует о двух интересных фактах:
- во-первых, к началу XVII в. Еланская волость уже подразделялась на два аймака – Эске-Елан («Внутренний Елан») и Кыр- или Тышкы-Елан («Внешний Елан»);
- во-вторых, народная речь башкир-еланцев была близка к нормам современного литературного языка («Эске» вместо «Ички», т. е. 'Внутренний').

В 1730 г. в «Реестре башкирских волостей» сообщается о трех еланских аймаках: «волость Ички-Иланская по Белой реке и по Базе речке, леса и степи; волость Тышки-Иланская в Базинских и в Ыцких вершинах и по другим речкам, леса и степи; волость Иланская и Ички-Иланская, обе в одних урочищах». Расположение названных волостей в целом совпадает с территорией проживания современных башкир-еланцев.

ЕНЕЙ

"...предки енейцев прежде жили на реке Ай. Но 300 лет назад старик по имени Еней-баба, вооружившись луком и копьем, покинул прежнюю Родину в поисках новых земель. Он долго шел в западном направлении, пока не достиг берегов Ак-Идели и Чулмана (Камы), где стал хозяином ста тысяч десятин земли и лесов. Его владения получили название Енейской волости или Енейской тюбы"

(Еней-бабай // «Шура», 1909. №1. С. 21.)

Предание о древней родине на реке Зай до сих пор бытует среди енейцев. В сопоставлении с фактами пребывания юрматынцев на реках Шешме и Зай до XII—XIV вв. енейское сказание становится важным свидетельством, показывающим, что племя еней, по крайней мере, в конце I—начале II тыс. н. э. входило в этнический круг юрматыно-юрмийских племен, явившихся одним из компонентов древнебашкирского этноса. В этом свете дополнительным аргументом является тождественность одной из енейских тамг юрматынской тамг.
Карта расселения башкирских родов
ГОВОР БАШКИР БЛАГОВАРСКОГО РАЙОНА

Башкиры Краснокамского и Калтасинского районов проживают в зоне давних
и разносторонних межэтнических и межъязыковых контактов. Разговорный язык ко-
ренных жителей района относится к нижнебельско-икскому говору северо-западно-
го диалекта башкирского языка.

Выделяются следующие слои их лексики: общебашкирские слова, которые составляют наиболее широкий и древний пласт диалектной лексики, общая лексика северо-западного и южного, северо-западного и восточного, восточного и южного, диалектов, собственно диалектная лексика, лексика, специфичная для отдельных говоров.

Грамматика нижнебельско-икского говора башкирского языка, носителями которого являются, в частности, потомки родовых груп проживающих на территории современного Краснокамского и Калтасинского районов демонстрирует близость к грамматике литературного башкирского языка, а также говорам восточного и отчасти южного диалектов, что подтверждает нахождение рассматриваемого говора в системе общенародного башкирского языка.

Основу словарного запаса нижнебельского-икского говора составляет общебашкирская лексика, бытующая во всех тематических классах: ағай (брат, дядя), буран (метель, снегопад с ветром), жиһил (злой; лит. яһил), ошаҡ (ябеда).
Карта диалектов башкирского языка
Справочно о северо-западном диалекте башкирского языка:

• Северо-западный диалект впервые рассмотрен А.Г. Бессоновым в 1881 году.
• Дважды изучался и описывался Н.Ф. Катановым (1897 и 1898).
• Четырежды изучался экспедициями 1930-х гг.
• Описан экспедицией 1954 года (Аскинский, Балтачевский, Бураевский, Татышлинский, Янаульский районы).
• Описан в системе башкирских говоров и диалектов Т.Г. Баишевым в монографии (1955) и диссертации (1956) «Башкирские диалекты в их отношении к литературному языку».
• Картографирован С.И. Руденко в 1955 году.
Деньги - украшение башкирки
в былые времена наряды несли и смысловую нагрузку
Отличительной чертой башкирского женского убранства являются нагрудники

В оформлении нагрудника воплощались местные традиции. Однако каждое украшение, хотя и выполнялось по существующим образцам, было индивидуально и отражало как рукодельное мастерство хозяйки, так и ее чувство вкуса.

Вместе с тем элементы женской парадной одежды несли и смысловую нагрузку.

ПЕРЕВЯЗЬ - АТРИБУТ ВОТЧИННИКА

Также в северных и западных районах нагрудным украшением были перевязи: әмәйҙек, дәүәт, hәcитә. Украшение повязывали с левого плеча под правую руку.

Изготавливая перевязь, на тканевую основу (в виде полосы или растянутого полукруга) нашивали медальоны, бляхи, крупные монеты, бусы, реже кораллы. Иногда эти украшения были широкими и закрывали грудь.

Отличительной чертой башкир являлось право на ношение оружия - перевязь, будучи элементом одежды воина, являл собой и символический атрибут вотчинного права.

ИҘЕҮ - ПОКАЗАТЕЛЬ ДОСТАТКА

Легкий нагрудник Иҙеү был слегка вытянутым, снизу полукруглым. На шее нагрудник крепился лямками, либо (реже) отдельно выкроенным полукругом-воротником.

Основой нагрудника была ткань полуовальной формы (30x40 см) из сукна или однотонного бархата. На основу дугообразно нашивались ряды позумента (широкий и узкий) и цветные ленты.

Украшением нагрудника служили серебряные монеты, ажурные пластинки со вставками, которые прикреплялись по центру или вразброс поверх ленты, позумента. Обычно декоративные акценты делали на центральный вертикальный ряд (где нашивали крупные монеты и бусы из сердолика).
У северо-западных башкир особое развитие получило производство орнаментированных безворсовых ковров — килимов.
Узор выводили нитями «утка»; основа была из туго спряденных шерстяных или из соединенных по три (ссученных) катушечных ниток.

Технически это был вариант закладного ткачества. На границе фигур разноцветные нити утка обхватывали основу с двух сторон; в коврах редко оставались зазоры.

БЕЗ БАШҠОРТЛАР
Дополнительные материалы
ДАННЫЕ ПЕРЕПИСЕЙ ПО ДЕРЕВНЯМ
БЛАГОВАРСКОГО РАЙОНА
С мая по октябрь 1917 года в России проходила сельскохозяйственная и поземельная перепись. Документы этой переписи сохранились только в пяти регионах страны, включая Башкортостан и сейчас этот ресурс доступен для каждого жителя республики на ресурсе Общества краеведов Республики Башкортостан www.basharchive.ru

В начале ХХ века современная территория республики была частью двух губерний – Уфимской и Оренбургской. Уфимская губерния в свою очередь делилась на уезды. Всего их было шесть – Бирский, Белебеевский, Златоустовский, Уфимский, Стерлитамакский и Мензелинский. В фондах Национального архива РБ сохранись карточки по пяти, кроме Мензелинского, это территория современного Татарстана, где сейчас города Набережные Челны и Нижнекамск.

В материале ИА Башинформ можно узнать о том как использовать этот ресурс

РЕВИЗСКИЕ СКАЗКИ
"Ревизские сказки" или ревизии населения. Пять ревизий было проведено в течение XVIII в., еще пять ревизий - в первой половине XIX в. Сведения о башкирском населении содержатся в ревизских сказках 1795 г. (V ревизия), 1811 г. (VI), 1816 г. (VII), 1834 г. (VIII), 1850 г. (IX), 1859 г. (X ревизия).

Эти сведения собирались по так называемым сказкам старост, старшин, затем на сельском сходе 3 раза проверялись имена, возраст, родство включенных в список людей. Сказкосоставителями были русские дворяне, чиновники, нанимавшиеся за 25 - 50 руб. каждому.

За обнаруженные в списке пропуски имен, утайку душ виновные наказывались. В бланки ревизских сказок включались все члены семьи с указанием должности, имени, фамилии, возраста, родства.

На левой странице указывались мужчины, на правой — женщины. Затем за подписями юртовых старшин и деревенских начальников (аул карты) эти ревизские сказки групп деревень направлялись кантонному начальнику, а оттуда — в губернскую казенную палату (см.: Асфандияров А.З. История сел и деревень Башкортостана и сопредельных территорий. Уфа: Китап, 2009. С. 11 - 12.). Ныне материалы ревизских сказок хранятся в Национальном архиве РБ, в фонде № 138.
1
МАТЕРИАЛЫ РЕВИЗИИ 1816 Г. (VII РЕВИЗИЯ) ПО БАШКИРСКИМ И ЭТНИЧЕСКИ СМЕШАННЫМ (БАШКИРО-ТЕПТЯРСКИМ) ДЕРЕВНЯМ И СЕЛАМ НЫНЕШНИХ КРАСНОКАМСКОГО И КАЛТАСИНСКОГО РАЙОНОВ В ФОНДЕ №138
• Дело №162, дд.: Буртюкова (27 тептярей из черемис, 2 двора | Листы 787-790).

• Дело №164, дд.: Янгызнаратовой (92 тептяра, 15 дворов | Листы 62-71),Буртюковой (61 тептяр, 11 дворов | Листы 81-87), Кабановой (117 тептярей, 20 дворов | Листы 98-108), Янзигитовой (7 тептярей, 2 двора | Листы 110-112а), Нагаевой (28 тептярей, 6 дворов | Листы 113-116), Аткулевой(27 тептярей, 7 дворов | Листы 270-275).

• Дело №165, дд.: Нагаевой (477 башкир, 75 дворов | Листы 348-364), Кабановой (173 башкира, 29 дворов | Листы 365-370).

• Дело №407
ж, дд.: Усь-Наратова (186 башкир, 32 двора | Листы 206-212),Кугарчинова (9 башкир, 1 двор | Листы 213-215).

• Дело №407
е, д.: Наратова (29 башкир, 4 двора | Листы 134-136).

• Дело №407
ж, д.: Янгызнаратова (17 башкир, 3 двора | Листы 48-50).

Лист ревизской сказки 1816 г. д. Нагаевой
2
МАТЕРИАЛЫ РЕВИЗИИ 1834 Г. (VIII РЕВИЗИЯ) ПО БАШКИРСКИМ И ЭТНИЧЕСКИ СМЕШАННЫМ (БАШКИРО-ТЕПТЯРСКИМ) ДЕРЕВНЯМ И СЕЛАМ НЫНЕШНИХ КРАСНОКАМСКОГО И КАЛТАСИНСКОГО РАЙОНОВ В ФОНДЕ №138

Лист ревизской сказки 1834 г., д. Нагаевой
• Дело №469 (Менезелинский уезд), д.: Сауз (206 башкир, 35 дворов | Л. 219-227).

• Дело №547а, д.: Каинлыковой (189 башкир, 36 дворов | Л. 250-261).

• Дело №548, дд.: Кугарчиновой (Кугарчина) (196 башкир, 27 дворов | Л. 562-569), Наратовой (31 башкир, 4 двора | Л. 588-591).

• Дело №549, дд.: Аткулевой (32 мешара, 4 двора | Л. 227-230).

• Дело №552, дд.: Янгузнаратовой (181 тептяр из татар, 15 дворов | Л. 276-287), Кабановой (222 тептяра из татар, 20 дворов | Л. 389-402), Нагаевой (61 тептяр из татар, 6 дворов | Л. 403-406), Янзигитовой (9 тептярей из татар, 2 двора | Л. 407-408), Биртюковой (41 тептяр из татар, 11 дворов | Л. 409-414), Аткулевой (61 тептяр из татар, 7 дворов | Л. 419-422).

• Дело №554, дд.: Буртюковой (38 тептярей из черемис, 4 двора | Л. 467-469).

• Дело №554а, дд.: Буртюковой (73 тептяра, 11 дворов | Л. 23-26).

• Дело №557, дд.: Кабановой (263 башкира, 45 дворов | Л. 2-14), Нагаевой (713 башкир, 127 дворов | Л. 15-42), Янзигитовой (704 башкира, 119 дворов | Л. 43-74).

• Дело №558, дд.: Янгизнаратова (25 башкир, 4 двора | Л. 57-59), Янзигитова (704 башкира, 119 дворов | Л. 416-444), Новой Буртюковой (108 башкир, 11 дворов | Л. 475-479), Аткулевой (182 башкира, 18 дворов | Л. 480-492).

• Дело №558а, дд.: Янгузнарат / Янгизнаратовой (181 тептяр, 15 дворов | Л. 741-769)
3
МАТЕРИАЛЫ РЕВИЗИИ 1859 Г. (X РЕВИЗИЯ) ПО БАШКИРСКИМ И ЭТНИЧЕСКИ СМЕШАННЫМ (БАШКИРО-ТЕПТЯРСКИМ) ДЕРЕВНЯМ И СЕЛАМ НЫНЕШНИХ КРАСНОКАМСКОГО И КАЛТАСИНСКОГО РАЙОНОВ В ФОНДЕ №138
• Дело №648, дд.: Кугарчановой (372 башкира, 67 дворов | Листы 530-553), Наратовой (113 башкир, 19 дворов | Л.554-563).

• Дело №751, дд.: Актанышбаш /Актанышбаш Нов. (590 башкир, 94 двора | Листы 29 об., 34-58); Янгузнаратовой (41 башкир, 7 дворов; 286 тептярей, 47 дворов | Листы 59-79), Ашит (149 башкир, 27 дворов | Листы 29 об., 80-85), Каинлыковой (596 башкир, 103 двора | Листы 29 об., 87-109), Старой Аткулевой (356 башкир, 49 дворов | Листы 110-134 об.), Ново-Аткулевой (205 башкир, 32 двора | Листы 29 об. 135-142), Новой Хазиной(205 башкир, 39 дворов | Листы 30 об., 153-160), Старой Буртюковой (178 башкир, 27 дворов | Листы 192-198), Новой Буртюковой (191 башкир, 30 дворов; 137 тептярей, 52 двора | Листы 30 об., 199-215); Янзигитовой(1247 башкир, 163 двора; 8 тептярей, 1 двор | Листы 216-247), Новой Нагаевой (317 башкир, 48 дворов | Листы 248-260), Старой Нагаевой (985 башкир, 143 двора | Листы 261-287об.), Новой Кабановой (590 башкир, 75 дворов | Листы 32 об., 288-312), Старой Кабановой (375 башкир, 51 двор | Листы 32 об., 315-328).

• Дело №752, д.: Мушты (436 башкир, 60 дворов | Листы 396-427 об.).

• Дело №754 (Менезелинский уезд), дд.: Сауз (446 башкир, 96 дворов | Листы 339-351), Яней выселок Иткина тож (137 башкир, 30 дворов | Листы 352-357)

Лист ревизской сказки 1859 г., д. Ст. Нагаевой
МЕТРИЧЕСКИЕ КНИГИ
Метрическая книга — основной документальный источник при изучении истории своего рода, составлению родословной, поколенной росписи и генеалогического древа. Метри́ческая книга (устар.) - реестр актов гражданского состояния рождении, браках, разводах и смертях составленных в хронологическом порядке. В России ведение метрических книг осуществлялось по конфессиям.

Обязанность повсеместного введения метрических книг для православного населения было возложено на христианскую церковь Указом императора Петра I от 1722 г. На территории исторического Башкортостана регистрация актов гражданского состояния для мусульманского населения началось по Указу Правительствующего Сената от 21 сентября 1828 г. «О введении в употребление метрических книг по Оренбургскому магометанскому духовному управлению». Они велись вплоть до закрытия мечетей в 20-х гг. XX в.

Метрические книги Оренбургского духовного магометанского собрания (далее - ОДМС) являются уникальным фондом документов о мусульманском населении дореволюционной России. Они сохранили информацию об этнической идентичности родителей новорожденных. Национальное самоопределение мусульманского населения Урало-Поволжья наиболее точно отражает именно этот корпус документов.

В данном случае жители имели дело не с государственными чиновниками, проводившими переписи, а с приходскими муллами (имамами) своих аулов. Мулла лично контактировал с жителями селения по случаю рождения ребенка, смерти родственника или заключения брака. В метрической записи священнослужитель бесстрастно фиксировал личные сведения, в том числе этническую и этносословную самоидентификацию, обратившегося к нему прихожанина: башкир, татарин, мишар (мещеряк), тептяр, купец, государственный крестьянин, мещанин и др.

В настоящее время метрические книги по Белебеевскому, Бирскому и Уфимскому уездам Уфимской губернии находятся на хранении в Национальном архиве Республики Башкортостан в фонде ОДМС № И-295 (Ф. И-295): за 1829-1894 гг. - в описи №9, за 1895 – 1899 гг. - в описи №12, с 1900 гг. – вплоть до советского периода (20- годы) – в описи №16. Кроме того, по большинству деревень сохранились вторые экземпляры (так называемые мечетские варианты, которые должны были оставаться в приходах) - в описи №1 и в описи №15.
Кропотливую работу по приведению в порядок архива ОДМС проделал известный башкирский ученый-востоковед и религиозный деятель Ризаитдин Фахретдинов. В 1891 г. он поступил на службу казыем в ОМДС. В 1922 г. избран муфтием ЦДУМ Внутренней России и Сибири.

РИЗА ФАХРЕТДИНОВ
Метрическая книга д. Нов. Актаныбаш 1900 г.
СЕЛЬХОЗПЕРЕПИСЬ 1917 ГОДА
Бесценными являются сведения, полученные Всероссийской сельскохозяйственной переписью населения 1917 г., организованного Временным Правительством. В так называемых подворных карточках зафиксированы полные сведения о домохозяине – главе семьи, а именно: его фамилия, имя, отчество, возраст, сословие, национальность, образование, а также приведены данные о его занятиях-промыслах, социальном положении (крестьянин, мулла, учитель и др.). Члены семьи перечислены без имен, а только с указанием их статуса по отношению к главе семьи (напр.: жена, сын, зять, отец) а также их возраста и трудоспособности.

В первоисточнике жители деревень (домохозяева) лично отвечали на вопросы переписчиков о том, кем они определяют себя по национальному признаку. В ответах, помимо башкир, попадались такие варианты: казак, тюмен, мусульманин, новобашкир, тептяр, мишар и другие.

«Эта перепись проводилась в условиях, когда Россия на короткий период стала самым свободным государством, никаких ограничений, притеснений, заранее установленных задач не существовало» (см.: Роднов М. И. Раздел VII. 1917 год. Всероссийская сельскохозяйственная и поземельная перепись по Белебеевскому, Бирскому, Уфимскому уездам Уфимской губернии 1917 г. // Западные башкиры по переписям 1795–1917 гг. // Асфандияров А. З., Абсалямов Ю. М., Роднов М. И. Уфа: Китап, 2001. С. 484).

Кроме того, в подворных карточках дается развернутая характеристика экономического состояния каждой семьи (сведения о землевладении данной семьи, о найме работников, количестве скота, сельхоз инвентаря), и эту информацию можно широко использовать при написании генеалогических поколенных росписей.

Сведения о домохозяевах башкирских, башкирско-мишаро-тептярских селениях нынешнего Благоварского района хранятся в Национальном архиве РБ
Лист переписи 1917 г., д. Нов. Актаныбаш
ПОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ КНИГИ
Похозяйственная книга – документ первичного административного учета сельского населения: наличия у него земли, скота, жилых построек и другого имущества.

История похозяйственного учета в России, а в сельской местности похозяйственных книг начинается с 1934 г., когда было принято Постановление Совета Народных Комиссаров СССР № 185 «О первичном учете в сельских советах».

Похозяйственная книга также является одним из источников получения генеалогической информации. Здесь можно найти сведения о главе семьи, о составе семьи, национальности, поле, возрасте, службе, учебе и размере хозяйства, в том числе можно узнать даже год постройки дома, где проживали предки.

В этих книгах в доступной форме описано поколение, занимающее промежуточное положение между нами сегодняшними и поколением наших предков, родившихся и живших со второй половины XIX века по 1940 год, и в историческом смысле могут послужить неким перекидным мостом между современностью и древностью.

Материалы похозяйственных книг сел и деревень хранятся в районных архивах.
Похозяйственная книга
ЛИТЕРАТУРА
• Краснова З. Р. Башкирский фарфор: керамическое производство в постсоветское время // Дизайн. Искусство. Промышленность. № 3 2016.
• Краснова З. Р. Истоки традиций художественных ремесел и промыслов на северо-западе РБ и их развитие в условиях современности. Магистерская дисс. Уфа. 2015.
• Шитова С.Н. Башкирская народная одежда. Уфа: «Китап», 1995.
• Миржанова С. Ф. Северо-западный диалект башкирского языка. Уфа, 1990.
• Западные башкиры по переписям 1795–1917 гг. // Асфандияров А. З., Абсалямов Ю. М., Роднов М. И. Уфа: Китап, 2001.
• Список населенных пунктов Башреспублики. Уфа, Китап, 2002.
• Населенные пункты Башкортостана. Ч.I. Уфимская губерния. 1877. Уфа, 2002.
• Народы Башкортостана в переписях населения: В 2 ч. Ч. I. / Териториальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан. Уфа: Китап. 2016.
• Кутушев Р. Р. Мусульманские метрические книги в Центральном государственном историческом архиве Республики Башкортостан // Отечественные архивы. 2012. №4.
• Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974.
• Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. 2-е изд., доп. Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2010.
• Архивная служба Республики Башкортостан. 100 лет / Управление по делам архивов Республики Башкортостан. Уфа: Китап, 2018.
• Асфандияров А. З. Башкирия после вхождения в состав России (вторая половина XVI – первая половина XIX в.). Уфа: Китап, 2006.
• Историко-культурный энциклопедический атлас Республики Башкортостан. Москва-Уфа. «Дизайн. Информация. Картография». 2007.
• История башкирских родов. / Хамидуллин С. И., Азнабаев Б. А., Юсупов Ю. М., Асылгужин Р. Р., Шайхеев Р. Р., Саитбатталов И. Р. и др. Уфа, 2015-2016.
Made on
Tilda