без башҡортлар
ТАТЫШЛИНСКИЙ РАЙОН
Район образован в 1935 году. Исторически здесь были вотчинные земли башкирских кланов Гирей, Иректы и Танып
братская семья
Неразрывными узами переплелись судьбы многих народов живущих в большой единой семье на татышлинской земле: башкир, удмуртов, татар, русских, других национальностей.
ГОРДОСТЬ ТАТЫШЛИНСКОГО РАЙОНА
Большая часть населения Татышлинского района - башкиры
Историческая справка

Башкиры сформировались во второй половине I тысячелетия н. э. в результате
активных политических процессов в лесостепной Евразии. Единый военно-политический союз образовало население тюрко-хазарского, угрофинского, позднесарматского происхождения с общим названием Башкиры.

В условиях жесткой геополитической конкуренции Башкирам удалось успешно противостоять угрозам со стороны Огузов, Кыпчаков, а затем Монголов и Ногаев, которые в последующем также вошли в состав башкирского этноса.

В этот период Южный Урал начинает называться страной Башкир – Ард Аль-Башкурт, Басарция, Баскардия, Башкирия.

Исторически административно-территориальное деление земель производилось на основе родового деления башкирского народа
ГИРЕЙ, ИРЕКТЫ, ТАНЫП
эти три башкирских рода были вотчинниками на территории нынешнего Татышлинского района
Башкир-вотчинник обязан был знать:
• Своё собственное происхождение;
• Поимённое знание и объяснение звёзд;
• Знание преданий и легенд о великих ханах.

Башкирский просветитель XIXв. Мухаметсалим Уметбаев.


Мухаметсалим Уметбаев
1841-1907
Территория Татышлинского района в прошлом была частью нескольких волостей: Таныпской, Гирейской, Иректинской.

Прилегающая к Янаульскому району небольшая часть Татышлинского района в прошлом была северо-восточной окраиной расселения гирейских башкир.

Центральная часть района - долина реки Арей, а также верховья таких притоков реки Танып как Тибиль Башки, Варзи, Сикияз - вотчина иректинских башкир.

Восточная половина Татышлинского района в прошлом входила в пределы расселения башкир родовой групп Танып, точнее его родового подразделения Кайпан.

Соответственно, территория районов в прошлом относилась к Иректинской, Урман-Гирейской и Кайпанской и Таныпской волостям.

ГИРЕИ - КИРЕИТЫ

Немногочисленная группа ордынцев-киреитов обосновалась в Башкирии в XIII-XIV вв.

Дав свое имя клану – Гирейскому улусу, киреиты растворились среди автохтонного башкирского населения.

Наиболее характерной для иль-гирецйев является гаплогруппа I1-M253 (L227), она не отражается в такой степени среди других групп (родов) башкир, кроме рода Мурзалар (Салаватский р-н РБ) и рода Юрматы (Ишимбайский и др. р-ны).

Родовые знаки башкирских и казахских гирейцев идентичны тамгам племени Кунграт – долгое время являвшегося привилегированным кланом в Золотой Орде.

ИРЕКТЫ-ТАНЫП

Согласно шежере и историческим данным, род Иректы и Танып являются ответвлением крупного башкирского родоплеменного объединения Табын.

Миграция из Зауралья на северо-запад произошла в XV в. В документах XVII–XVIII вв. Таныпская волость также именовалась Кара-Табынской.

Генетические исследования подтвердили выводы ученых о родстве башкир родов Табын, Иректы, Унлар, Кудей, Балыксы, Танып, Кошсо. Их генетический маркер – гаплогруппа R1a-M198 (субклад R1a1-Z93).

Предками табынцев и иректинцев были ираноязычные племена сако-масагетского круга, обитавшие к северо-востоку от Аральского моря.
Карта расселения башкирских родов
ГОВОР БАШКИР ТАТЫШЛИНСКОГО РАЙОНА

Башкиры Татышлинского района проживают в зоне давних и разносторонних межэтнических и межъязыковых контактов. Разговорный язык коренных жителей района относится к нижнебельско-икскому говору северо-западного диалекта башкирского языка.

Грамматика нижнебельско-икского говора башкирского языка, носителями которого являются, в частности, потомки родовых груп проживающих на территории современного Татышлинского района демонстрирует близость к грамматике литературного башкирского языка, а также говорам восточного и отчасти южного диалектов, что подтверждает нахождение рассматриваемого говора в системе общенародного башкирского языка.
Карта диалектов башкирского языка
Справочно о северо-западном диалекте башкирского языка:

• Северо-западный диалект впервые рассмотрен А.Г. Бессоновым в 1881 году.
• Дважды изучался и описывался Н.Ф. Катановым (1897 и 1898).
• Четырежды изучался экспедициями 1930-х гг.
• Описан экспедицией 1954 года (Аскинский, Балтачевский, Бураевский, Татышлинский, Янаульский районы).
• Описан в системе башкирских говоров и диалектов Т.Г. Баишевым в монографии (1955) и диссертации (1956) «Башкирские диалекты в их отношении к литературному языку».
• Картографирован С.И. Руденко в 1955 году.
Деньги - украшение башкирки
в былые времена наряды несли и смысловую нагрузку
Отличительной чертой башкирского женского убранства являются нагрудники

В оформлении нагрудника воплощались местные традиции. Однако каждое украшение, хотя и выполнялось по существующим образцам, было индивидуально и отражало как рукодельное мастерство хозяйки, так и ее чувство вкуса.

Вместе с тем элементы женской парадной одежды несли и смысловую нагрузку.

ИҘЕҮ - ПОКАЗАТЕЛЬ ДОСТАТКА

Легкий нагрудник Иҙеү был слегка вытянутым, снизу полукруглым. На шее нагрудник крепился лямками, либо (реже) отдельно выкроенным полукругом-воротником.

Основой нагрудника была ткань полуовальной формы (30x40 см) из сукна или однотонного бархата. На основу дугообразно нашивались ряды позумента (широкий и узкий) и цветные ленты.

Украшением нагрудника служили серебряные монеты, ажурные пластинки со вставками, которые прикреплялись по центру или вразброс поверх ленты, позумента. Обычно декоративные акценты делали на центральный вертикальный ряд (где нашивали крупные монеты и бусы из сердолика).

ПЕРЕВЯЗЬ - АТРИБУТ ВОТЧИННИКА

Также в северных и западных районах нагрудным украшением были перевязи: әмәйҙек, дәүәт, hәcитә. Украшение повязывали с левого плеча под правую руку.

Изготавливая перевязь, на тканевую основу (в виде полосы или растянутого полукруга) нашивали медальоны, бляхи, крупные монеты, бусы, реже кораллы. Иногда эти украшения были широкими и закрывали грудь.

Отличительной чертой башкир являлось право на ношение оружия - перевязь, будучи элементом одежды воина, являл собой и символический атрибут вотчинного права.
У северо-западных башкир особое развитие получило производство орнаментированных безворсовых ковров — килимов.
Узор выводили нитями «утка»; основа была из туго спряденных шерстяных или из соединенных по три (ссученных) катушечных ниток.

Технически это был вариант закладного ткачества. На границе фигур разноцветные нити утка обхватывали основу с двух сторон; в коврах редко оставались зазоры.

БЕЗ БАШҠОРТЛАР
Дополнительные материалы
ДАННЫЕ ПЕРЕПИСЕЙ ПО ДЕРЕВНЯМ
ТАТЫШЛИНСКОГО РАЙОНА
С мая по октябрь 1917 года в России проходила сельскохозяйственная и поземельная перепись. Документы этой переписи сохранились только в пяти регионах страны, включая Башкортостан и сейчас этот ресурс доступен для каждого жителя республики на ресурсе Общества краеведов Республики Башкортостан www.basharchive.ru

В начале ХХ века современная территория республики была частью двух губерний – Уфимской и Оренбургской. Уфимская губерния в свою очередь делилась на уезды. Всего их было шесть – Бирский, Белебеевский, Златоустовский, Уфимский, Стерлитамакский и Мензелинский. В фондах Национального архива РБ сохранись карточки по пяти, кроме Мензелинского, это территория современного Татарстана, где сейчас города Набережные Челны и Нижнекамск.

В материале ИА Башинформ можно узнать о том как использовать этот ресурс

1
НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ ТАТЫШЛИНСКОГО РАЙОНА, ОСНОВАННЫЕ БАШКИРАМИ РОДА ИРЕКТЫ (данные 1795-2010 годов)
2
НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ ТАТЫШЛИНСКОГО РАЙОНА, ОСНОВАННЫЕ БАШКИРАМИ РОДА ТАНЫП (данные 1795-2010 годов)
3
НАСЕЛЕННЫЕ ПУНКТЫ ТАТЫШЛИНСКОГО РАЙОНА, ОСНОВАННЫЕ БАШКИРАМИ РОДА ГИРЕЙ (данные 1795-2010 годов)
4
МАТЕРИАЛЫ РЕВИЗИИ 1816 Г. (VII РЕВИЗИЯ) ПО БАШКИРСКИМ И ЭТНИЧЕСКИ СМЕШАННЫМ (БАШКИРО-МИШАРО-ТЕПТЯРСКИМ) ДЕРЕВНЯМ И СЕЛАМ ТАТЫШЛИНСКОГО РАЙОНА В ФОНДЕ №138
Дело №163, дд.: Калтаева (53 из черемис тептярей 7 дв. Л.317-321), Акбулатова (21 тептяр 5 дв. Л.987-990), Маматеева (13 тептярей 3 дв.Л.995-998).
Дело №165, дд.: Акбулатова (79 башкир 10 дв. Л.276-280), Шулганова (187 башкир 31 дв. Л.281-291), Чишминой (53 башкира 9 дв. Л.292-296), Кайпанова (45 мещеряков 9 дв. Л.387-391).
• Дело №166, дд.: Новой Маматеева (53 башкира 11 дв. Л.185-187), Савалеева (41 башкир 7 дв. Л.193-195), Аксаитова (238 башкир 41 дв. Л.196-204), Новая Чукурова (54 башкира 12 дв. Л.205-208), Зиримзей (55 башкир 8 дв. Л.209-212), Старая Чукурова (190 башкир 34 дв. Л.213-221),
Новой Кайпановой (50 башкир 8 дв. Л.222-224).
• Дело №407 в, д.: Кайпанова (66 мещеряков 14 дв. Л.123-126).
• Дело №407, д.: Кайпанова (45 мещеряков 9 дв. Л.100-101).
• Дело №407 ж, дд.: Нижней Кудашева (167 башкир 29 дв. Л.154-160), Верхней Кудашева (241 башкир 39 дв. Л.161-167), Наратова /т.е. нынешняя Янгыз-Наратова (101 башкир 18 дв. Л.168-175), Илметева (173 башкира 29 дв. Л.176-180), Булегерт-Кайпанова (308 башкир 48 дв. Л.186-195), Кайпан (22 башкира 4 дв. Л.196-198), Калтяу (125 башкир 20 дв. Л.199-205).

РЕВИЗСКАЯ СКАЗКА 1816 ГОДА
5
МАТЕРИАЛЫ РЕВИЗИИ 1834 Г. (VIII РЕВИЗИЯ) ПО БАШКИРСКИМ И ЭТНИЧЕСКИ СМЕШАННЫМ (БАШКИРО-МИШАРО-ТЕПТЯРСКИМ) ДЕРЕВНЯМ И СЕЛАМ ТАТЫШЛИНСКОГО РАЙОНА В ФОНДЕ №138

РЕВИЗСКАЯ СКАЗКА 1834 ГОДА
• Дело №521 а, дд.: Аксаитова (269 башкир 72 дв. Л.76-88), Маматеева (56 башкир 21 дв. Л.89-95), Новая Чукурова (74 башкира 25 дв. Л.96-100), Зермизи (60 башкир 18 дв. Л.101-104), Старая-Кайпанова (124 башкир 30 дв. Л.126-131), Булегерт-Кайпанова (339 башкир 64 дв. Л.132-143).
• Дело №521 б, дд.: Калтау (186 башкир 37 дв. Л.189-199).
• Дело №547 а, дд.: Бадряшева (10 башкир 1 дв. Л.170-172, 262-263), Старо Кайпаново (164 башкира 31 дв. Л.189-194), Новокайпанава (108 башкир 17 дв. Л.195-197), Новой Чукуровой (87 башкир 16 дв. Л.198-199), Верхне-Кудашева (331 башкир 55 дв. Л.200-207), Нижняя-Кудашева (253
башкир 52 дв. Л.208-213), Савалеева (31 башкир 12 дв. Л.214-216), Аксаитова (283 башкир 55 дв. Л.217-223), Зиримзей (68 башкир 11 дв. Л.224- 226), Ильметева (228 башкир 37 дв. Л.227-233), Маметяевой (52 башкира 14 дв. Л.234-236), Старая Чукурова (211 башкир 39 дв. Л.237-242).
• Дело №550, д.: Кайпанова (66 мещеряков 15 дв. Л.170-175).
• Дело №555, дд.: Акбулатова (27 тептярей 6 дв. Л.405-407), Маматеева (21 тептярей 3 дв. Л.408-410).
• Дело №557, дд.: Бадряшева (412 башкир 59 дв. Л.183-205), Кашкакова (310 башкир 62 дв. Л.431-443), Шулганова (291 башкир 53 дв. Л.445-455), Чишминой (72 башкир 14 дв. Л.459-463), Акбулатова (166 башкир 24 дв. Л.465-471), Янгыз-Наратова (145 башкира 24 дв. Л.474-484), Савалеева
(54 башкира 8 дв. Л.473-477, 59 башкир 12 дв. 614-618), Старая Чукурова (202 башкира 47 дв. Л.620-630).
• Дело №558, дд.: Булегерт-Кайпанова (339 башкир 65 дв. Л.1-12), Мама- теева (21 тептярей 3 дв. Л.70-71), Старо-Кайпанова (113 башкир 30 дв. Л.190-196).
• Дело №575, дд.: Маматеева Осин. уезд (67 башкир 13 дв. Л.62-64), Старо-Кайпанова (164 башкира 30 дв. Л.64-69), Ново-Кайпанова (108 баш- кир 18 дв. Л.70-73).
• Дело №576, дд.: Старо-Кайпанова (6 тептярей 2 дв. Л.19-20, 6 тептярей 2 дв. Л.99-100), Маматеева (23 тептяра 4 дв. Л.20, 23 тептяра 4 дв. Л.101), Аксаитова (44 тептяра 4 дв. Л.21, 44 тептяра 4 дв. Л.102).
6
МАТЕРИАЛЫ РЕВИЗИИ 1859 Г. (X РЕВИЗИЯ) ПО БАШКИРСКИМ И ЭТНИЧЕСКИ СМЕШАННЫМ (БАШКИРО-МИШАРО-ТЕПТЯРСКИМ) ДЕРЕВНЯМ И СЕЛАМ ТАТЫШЛИНСКОГО РАЙОНА В ФОНДЕ №138.
• Дело №743, дд.: Старая Чукурова (315 башкир 55 дв. Л.217-236), Калтеева (226 башкир 43 дв. Л.329-344), Солодова (87 башкир 17 дв. Л.489-494), Маматеева (194 башкир 34 дв., 61 тептярей 12 дв. Л.508-522), Нижняя-Кудашева (434 башкир 73 дв. Л.523-544), Зиримзи (108 башкир 19 дв. Л.661-667), Аксаитова (401 башкир 71 дв. Л.668-686), Верхней Кудашева (506 башкир 91 дв. Л.732-752), Булегерт-Кайпанова (303 башкир 55 дв., 80 мещеряков 15 дв. Л.753-774), Биляш (72 башкир 15 дв., 132 мещеряков 37 дв. Л.775-785), Шардак-Чишмина (79 башкир 16 дв. Л.786-790), Новая Чукурова (163 башкир 29 дв. Л.819-827), Ильметева (364 башкир 65 дв. Л.828-847), Старо-Кайпанова (370 башкир 71 дв. Л.848-869).
• Дело №744, дд.: Янгизнаратова (222 башкира 44 дв. Л.225-231), Чургидьдина (134 башкир 23 дв. Л.324-328), Савалеева (282 башкир 48 дв., 31 тептярей 5 дв. Л.380-390).
• Дело №745, дд.: Кашкакова (477 башкир 91 дв. Л.94-115), Шулганова (533 башкир 91 дв. Л.153-174), Чишминой (58 башкир 12 дв. Л.175-181), Акбулатова (169 башкир 49

РЕВИЗСКАЯ СКАЗКА 1859 ГОДА
ЛИТЕРАТУРА
• Краснова З. Р. Башкирский фарфор: керамическое производство в постсоветское время // Дизайн. Искусство. Промышленность. № 3 2016.
• Краснова З. Р. Истоки традиций художественных ремесел и промыслов на северо-западе РБ и их развитие в условиях современности. Магистерская дисс. Уфа. 2015.
• Шитова С.Н. Башкирская народная одежда. Уфа: «Китап», 1995.
• Миржанова С. Ф. Северо-западный диалект башкирского языка. Уфа, 1990.
• Западные башкиры по переписям 1795–1917 гг. // Асфандияров А. З., Абсалямов Ю. М., Роднов М. И. Уфа: Китап, 2001.
• Список населенных пунктов Башреспублики. Уфа, Китап, 2002.
• Населенные пункты Башкортостана. Ч.I. Уфимская губерния. 1877. Уфа, 2002.
• Народы Башкортостана в переписях населения: В 2 ч. Ч. I. / Териториальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Башкортостан. Уфа: Китап. 2016.
• Кутушев Р. Р. Мусульманские метрические книги в Центральном государственном историческом архиве Республики Башкортостан // Отечественные архивы. 2012. №4.
• Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. М., 1974.
• Кузеев Р. Г. Происхождение башкирского народа. Этнический состав, история расселения. 2-е изд., доп. Уфа: ДизайнПолиграфСервис, 2010.
• Архивная служба Республики Башкортостан. 100 лет / Управление по делам архивов Республики Башкортостан. Уфа: Китап, 2018.
• Асфандияров А. З. Башкирия после вхождения в состав России (вторая половина XVI – первая половина XIX в.). Уфа: Китап, 2006.
• Историко-культурный энциклопедический атлас Республики Башкортостан. Москва-Уфа. «Дизайн. Информация. Картография». 2007.
• История башкирских родов. 2, 6, 12 тт. / Хамидуллин С. И., Азнабаев Б. А., Юсупов Ю. М., Асылгужин Р. Р., Шайхеев Р. Р., Саитбатталов И. Р. и др. Уфа, 2015-2016.
Made on
Tilda